ФЕСТИВАЛЬ РУССКОЙ МУЗЫКИ

С 8 по 18 ноября в Москве прошел IV Московский фестиваль «Зарядье», на котором побывали наши ветераны. Они наслаждались великой музыкой русских композиторов в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Каждый концерт был драгоценным подарком для москвичей от культурной столицы.

Фестиваль открыли Валерий Гергиев и Денис Мацуев. В этот вечер звучали произведения Чайковского: Первая и Шестая симфонии, Первый фортепианный концерт (солист – Денис Мацуев). За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра – Валерий Гергиев. Бурными овациями зрители приветствовали прославленных музыкантов.

…Все дни в «Зарядье был аншлаг». В программе – «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Хованщина» Мусоргского, «Иоланта» и «Пиковая дама» Чайковского… Слушая оперу «Иоланта» со Скороходовым-Водемоном и великолепным Евгением Никитиным в партии Ибн Хакии, зрители сопереживали слепой от рождения Иоланте (Ирине Чуриловой) - дочери короля Рене (Владимира Ванеева). Любовь, сила воли и молитва свершили чудо, и все благодарят Всевышнего за чудесный дар - умение видеть этот мир.

А как бурно наши ветераны обсуждали в перерыве оперу «Пиковая дама» в концертном исполнении, созданную Чайковским по одноименной повести А.С. Пушкина, правда, с некоторыми изменениями! У композитора «Пиковая дама» – это не о карточной игре. Чайковский обострил романтические конфликты «человек - судьба», «жизнь - смерть», «любовь -игра».

По мнению специалистов, опера «Пиковая дама» – построена по знаменитой троичной формуле: 3 «тройка» – 7 (семерка) – 1 («туз»). Три действия, семь картин и единая тема - тема абсолютного зла. Эту оперу Чайковский написал за 44 дня! Автором либретто к ней стал его брат Модест.

В «Пиковой даме» графиню исполнила знаменитая Ольга Бородина. «Непревзойденная, мощная, красивая и многогранная, как космос»,- пишут о ней критики. А партию Елецкого пел русский монгол Ариунбаатар Ганбаатар -, «могучий и великодушный богатырь пения, владеющий множеством голосовых красок и державший по три фразы кряду на одном дыхании».

И о заключительном концерте. В исполнении Страдивари-ансамбля, который возглавляет великолепный скрипач, солист и концертмейстер Лоренц Настурика-Гершовичи, прозвучали Серенада для струнного оркестра до мажор Чайковского, «Праздничная увертюра» Дмитрия Шостаковича, «Рассвет на Москве-реке» (вступление к опере «Хованщина»).

 

А Брасс-ансамбль Мариинского театра, созданный в 2007 году, исполнил «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» композитора Александра Бородина, фрагменты балета Сергея Прокофьева «Конек-Горбунок» и Пятую симфонию, которую называют «Богатырской симфонией наших дней». Маэстро представил этот коллектив отдельным номером. И музыканты группы ударных и духовые, которые обычно на втором плане, были «в ударе». Трубач Тимур Мартынов, валторнисты Афанасьев и Кацман, фаготист Толмачов, арфисты Софья Кипрская и Арсений Измайлов, флейтистка Татьяна Хватова – музыканты высокого класса.

Праздник русской музыки завершился. Зрители долго не отпускали со сцены маэстро и его оркестр. «Это какое-то волшебство! - говорили наши ветераны. – Когда слушаешь в исполнении наших мэтров такую музыку, то в очередной раз убеждаешься, что Россия очень богата талантами: так было, есть и будет!».

За девять дней фестиваля оркестр под управлением маэстро Гергиева исполнил произведения Чайковского: Симфонию № 1 "Зимние грезы", шестую – последнюю –«Патетическую» симфонию и Первый концерт для фортепиано с оркестром, а также представил наследие Римского- Корсакова, Стравинского и Мусоргского.

Походы на концерты в «Зарядье» организовала председатель культмассовой комиссии СВ ЮЗАО Наталья Глаголева.

Татьяна Калмыкова, пресс-центр СВ ЮЗАО