В Москве завершился VI Московский фестиваль «Зарядье», который проходил с 15 по 20 ноября под руководством народного артиста России Валерия Гергиева. Наши ветераны побывали на нем и были в восторге.
Первые два дня меломаны слушали оперы «Летучий голландец» Рихарда Вагнера и «Идиот» Мечислава Вайнберга, которые Мариинский театр впервые представил в Москве. Москвичей покорили изумительные голоса артистов и звучание оркестра. Каждая нота наполняла зал магией и энергией, а во время музыкальных пауз зрители восторженно замирали… А потом буря оваций и скандирование: «Браво, маэстро!».
Опера «Идиот» была написана Вайнбергом в 1986 году на либретто Александра Медведева, в нее вошли почти все основные эпизоды из романа Достоевского. Особо композитор выделил «надмирный» характер князя Мышкина, который был ему особенно близок на закате жизни. На сцене Мариинского театра «Идиот» был поставлен впервые в 2016 году.
Специалисты отмечают, что в последние 30 лет музыку Вайнберга «буквально вытащили из небытия». За свою жизнь композитор написал 22 симфонии, концерты для струнных инструментов, два балета, семь опер и даже оперетт, но все его произведения при жизни редко звучали с больших сцен. А вот музыку, написанную композитором к фильмам, слушали все. Вспомните эти замечательные фильмы: «Летят журавли», «Последний дюйм», «Гиперболоид инженера Гарина», «Афоня». И даже мультики «Винни-Пух», «Каникулы Бонифация»!
Действо, продолжавшееся три с половиной часа, погрузило зрителей в атмосферу Петербурга XIX века, куда после лечения в Швейцарии возвращается князь Лев Николаевич Мышкин. Впереди – много встреч и знакомств, любовь, похожая, скорее, на жалость, предстоящая женитьба, коварство. Во время венчания невеста сбежала к Рогожину. Финал трагичен: Настасья Филипповна мертва, Рогожин убил ее. Почему? Достоевский не дает на это ответа, а критики спорят до сих пор…
Ветераны долго еще обсуждали оперу. Одни отмечали баритон Александра Михайлова (Князь Мышкин) и даже схожесть его с Юрием Яковлевым, другие восхищались ослепительной красотой, статью и сопрано Марии Баянкиной (Настасья Филипповна), третьи обсуждали, а заодно и осуждали Парфена Рогожина, партию которого блестяще исполнил Андрей Серов. И, конечно же, своим сопрано очаровала всех Екатерина Сергеева (Аглая). Ее романс «Бедный рыцарь» поразил своей силой и искренностью. А еще наши ветераны удивлялись, что у этой миниатюрной девушки такой голосище». Мужской хор Большого театра, который неожиданно появился среди рядов зрителей, отмечали все.
В другие дни фестиваля ветераны слушали концерты Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Прозвучало несколько симфоний австрийского композитора Антона Брукнера: Первая (Романтическая), Четвертая, Пятая, Девятая, его 200-летний юбилей Мариинский театр отмечает весь год. Брукнер написал девять симфоний. Свою музыку он посвящал Вагнеру, Людвигу II (королю Баварскому). А девятую симфонию композитор, будучи тяжело больным, посвятил «возлюбленному Богу».
Фестиваль завершится 20 ноября: в первом отделении звучала музыка Сергея Прокофьева (Симфония № 1 и Фрагменты из музыки балета «Золушка»). А во втором – оркестр исполнил Симфонию № 15 (Классическую) Дмитрия Шостаковича, которую тяжело больной композитор написал в Репино. И как считает один из его учеников «... она (15-я симфония) глубоко пронзительна по своей сути, возвышенна и совершенна». К великолепному мастерству композитора прибавилось «постижение самых сокровенных тайн мироздания, потусторонней сущности бытия».
На всех концертах было много цветов, зрители приветствовали Гергиева стоя.